Categories
Автомобили Аналитика Без рубрики Бизнес Выставки Где и как отдыхать Деньги Животные Здоровье Инвестиции Интернет Книги Криптоэкономика Культура Магазины Маркетинг Медицина Мероприятия Музыка Награды Недвижимость Новости Новые модели Образование Общество Отдых Подарки Политика Примочки в Ваше Авто Продажи Производство Промышленность Путешествия Работа Бизнес Развлечения Реклама и маркетинг События Спорт Строительство Технологии Транспорт Туризм Услуги Финансы ЭкономикаTags
miniinthebox Автокресла Аксессуары Диски Пироговский Университет РНИМУ Финансы и инвестиции авто автомобиль алюминиевый аналитика безопасность возможность встроить высокий диаметр здоровье интернет исследования камера количество комплект крепежный купить магазин максимальный маркетинг материал медицина мото мощность отверстие подключение позволять размер расположение система специальный страхование температура установка устройство ценедиаметр центральный штатный
Испокон веков искусство являлось выражением креативного и мыслительного процесса, свойственного именно человеку. Однако совсем недавно в эту устоявшуюся формулу был добавлен новый элемент – искусственный интеллект (ИИ), способный имитировать мышление человека и производить самый разнообразный контент: от текстов и музыки до изображений и видео. Но несет ли эта новая форма цифрового искусства угрозу искусству традиционному? Не возникнет ли ситуации, когда двигателем развития культуры станет не человек, а ИИ? Об этих опасениях поговорили с доктором философских наук, деканом факультета культурологии Московского института психоанализа Игорем Чубаровым.

В каких сферах культуры чаще всего используется ИИ?
Проще спросить: кем ИИ еще не используется в культуре? И добавить: «Ну и зря», если не используется.
Динамичнее всего ИИ находит применение в самом творческом сегменте культуры – музыкальном. Речь не только о подборе музыки для плейлиста, но и о создании новых стилей и обработок. Ну, как новых? Принципиально «новое» давно редкость во всех областях творчества и культуры, поэтому с помощью ИИ можно определить уникальность мелодии методом анализа через огромный массив существующего контента.
Количественно чаще ИИ используется для написания текстов и создания нестандартного, а порой и абсурдного визуала. Без цифровой помощи в переработке визуального и текстового контента уже немыслима работа многих компаний. Тенденция не отменяет реального «искусства», а является начальным условием приглашения профессионального дизайнера и копирайтера.
Вопрос в том, как ответить на вызов использования ИИ в культуре без фанатизма – без «отмены» людей или обвинений во всех грехах этих новых технологий.
Можно ли уже утверждать, что благодаря новым технологиям сформировался отдельный пласт – культура и искусство, созданные с помощью ИИ?
Разумеется. Указанный пласт, имеющий отношение к ИИ в культуре, существует уже довольно приличное время. Если бы он развивался в вакууме, то не представлял бы большой культурной ценности, однако он тесно вплетен в те пласты культуры, которые связаны с предыдущими эпохами. То есть происходит обыгрывание, переосмысление, некоторое усложнение культурных феноменов, созданных благодаря участию человека.
Феномен ИИ, как части культурного опыта, вбирает в себя все, что было сделано «до», и создает подобное. Схожий процесс можно было наблюдать в эпоху постмодернизма, которая только цитировала, совмещала и сопоставляла между собой различные явления. ИИ в этом плане работает подобно модели постмодерна, а непревзойденно новое и оригинальное мы сможем увидеть, скорее всего, на следующем этапе развития.
Тенденция уникальная и крайне интересная. Например, крипто-искусство или nft-искусство опираются на работы известных дизайнеров и художников, обыгрывая их и особым образом, компилируя и цитируя. Здесь особенно уместно будет вспомнить о серии работ, опирающихся на творчество Жан-Мишель Баския – довольно необычного человека для Нью-Йорка второй половины ХХ века. Благодаря фантазии, интересным визуальным решениям и смелости, этот художник с африканским бэкграундом был чем-то новым, своего рода ИИ. Сегодня криптоискусство позволяет генерировать работы в его стиле. Эти работы увеличиваются в цене, ими обмениваются, присваивая к новой экономической логике, называемой, собственно, словом NFT.
Помогут ли нейросети и вообще новая цифровая среда взглянуть на мир шире? Например, увидеть то, что раньше ускользало от взглядов, ограниченных человеческими возможностями?
Это вопрос с подвохом. Безусловно, нейросети и современные технологии, связанные с развивающейся генеративной культурой, расширяют человеческое видение. Так же, как до этого медиа расширяли возможности человеческого восприятия и познания мира. Но углубляют ли они его? Здесь многое зависит именно от человека. Человек вступает в человеко-машинные отношения с новыми медиа и инструментами, углубляя свой опыт познания и представления о мире. И вот мы сталкиваемся с ограничением, со второй частью вопроса: увидеть то, что ускользало от взглядов, ограниченных самой природой человека. Да, человеческие возможности, с одной стороны, не бесконечны: наш мозг чисто физически не может обработать столько единиц информации и с такой скоростью, как компьютер. Однако человек способен осознавать, что и зачем он делает. Потому эти единицы информации часто похожи и дублируют друг друга, воспроизводят уникальное, редкое и глубокое вокруг нескольких смысловых паттернов (центров). Отношение этих центров, связанных, к примеру, ценностью жизни с любовью или потребностями познавать неизвестное, даст производство новейшего. С подобным человеку пока что проще разбираться, он на это способен, а нейросети расширяют эту возможность.
Есть ли при этом опасность, что ИИ-культура и искусство окончательно вытеснят «классику», созданную руками человека?
Сейчас такой опасности нет. Человек будет сам активно паразитировать на истории и культуре, что он делает всегда, а теперь и с возможностями искусственного интеллекта. Введение новых технологий не должно пугать и настораживать. Например, камера-обскура, ее использовали художники и архитекторы. Не признавались, но использовали. Думаю, в то время этот инструмент тоже приравнивали к чему-то опасному и отрешенному от человеческого-природного. Также и с ИИ – есть инструмент, который используется для классических целей – производства «культурного» продукта. Более того, классическое наследие всегда будет лежать в базе этого нового продукта, потому что оттуда и черпаются какие-то идеи, подходы, манеры, стили для развития ИИ, для его обучения. С помощью одного лишь ИИ мы никогда не перечеркнем культурное наследие, созданное классиками, – просто потому, что оно является отражением определенного этапа развития человечества и несет на себе отпечаток личностей авторов, многие из которых были гениальными людьми. Сейчас с помощью ИИ появляются продукты, которые изначально были копией и представляют собой то, что философ Вальтер Беньямин называл репродукцией массовой, которая служит иным целям.
Как найти баланс между использованием ИИ для творчества и сохранением человеческой уникальности в искусстве и культуре?
Чтобы найти баланс между использованием ИИ для творчества и сохранением человеческой уникальности, нужно просто понимать ограничения нового продукта. Рамки новых технологий связаны с их возможностями, а не с созданием альтернативного параллельного мира или изучением нашего. То есть речь идет не о производстве чего-то нового, а с анализом существующего для синтеза, задача которого уже относится к человеку.
Сегодня ИИ – это конкурент для посредственности и среднего уровня. Для профессионалов, и тем более для гениальных людей ИИ не конкурент, а помощник.
В музыке, к примеру, нейросети ускорят процесс анализа массы вариаций стилей, обработок, текстов. Но музыка, созданная с помощью ИИ – это как раз средний массовый продукт, который тоже нужен (мы ведь относимся иногда к музыке как к фону). А вот мелодия, которая заставит чувствовать и, возможно, преобразит нас, является уделом редких людей – композиторов, чей мозг устроен так, что иногда превышает возможности любого ИИ по производству новизны и глубины.
Следующий этап развития ИИ – создавать уникальные вещи. Можно лишь предполагать, какими они будут, потому что и человечество меняется. Возможно, для общества будущего «новейшее» будет чем-то другим, отстраненным от сегодняшнего понимания уникальности. Может быть, ИИ подарит нам нечто странное – что-то такое, что нужно будет и понимать как-то по-новому. Посмотрим.
Однако уже сейчас есть основания думать, что именно связка между человеческими возможностями к познанию и возможностями ИИ позволит нам перейти к следующему этапу эволюции. Поэтому человек будущего – это не робот или биоробот, а, скорее, человек, который вобрал в себя возможности ИИ и способен его правильно использовать. Это вполне рабочая модель ближайшего будущего.
Информация Pro-Vision Communications
Комментариев пока нет.
Прочтите также:
- Группа «Мосгорломбард» объявляет о планах на IPO: крупное событие в финансовом мире
- Российские блогеры нашли способ обойти запрет Youtube на монетизацию
- Evadore — пионер устойчивой экосистемы регенеративного финансирования ReFi на криптовалютных биржах
- Мощное кинематографические звучание: TCL представляет новую линейку саундбаров
- Проект «Культурный Мост: Россия – Абхазия» приглашает познакомиться с традициями и обычаями двух народов
Это интересно:
- Что включает в себя огромный массив сертификационных работ?
- Чем занимается Мишель Литвак ОТЭКО (мичел литвак отеко) помимо управления компанией?
- Каким был пассажирский поток домашних авиакомпаний в 2013 году??
- MMSO придется поговорить с ведущими русскими художниками о классическом искусстве.?
- алфастрахование провела опрос накануне Второй мировой войны, чтобы найти?