Categories
Автомобили Аналитика Без рубрики Бизнес Выставки Где и как отдыхать Деньги Животные Здоровье Инвестиции Интернет Книги Криптоэкономика Культура Магазины Маркетинг Медицина Мероприятия Музыка Награды Недвижимость Новости Новые модели Образование Общество Отдых Подарки Политика Примочки в Ваше Авто Продажи Производство Промышленность Путешествия Работа Бизнес Развлечения Реклама и маркетинг События Спорт Строительство Технологии Транспорт Туризм Услуги Финансы ЭкономикаTags
miniinthebox Автокресла Аксессуары Диски Пироговский Университет РНИМУ Финансы и инвестиции авто автомобиль алюминиевый аналитика безопасность возможность встроить высокий диаметр здоровье интернет исследования камера количество комплект крепежный купить магазин максимальный маркетинг материал медицина мото мощность отверстие подключение позволять размер расположение система специальный страхование температура установка устройство ценедиаметр центральный штатный
По данным исследования консалтинговой компании «Яков и партнеры» (бывшего российского отделения McKinsey), себестоимость производства коксующегося угля в России на 50% ниже, чем в других крупнейших угледобывающих странах. Востребованность и маржинальность этого сырья может помочь угольной отрасли РФ пережить трудные времена.

Коксующийся уголь, составляющий примерно 21–25% от общей добычи угля, спекается при нагревании в бескислородной среде. Это делает его, в отличие от более массового энергетического угля, идеальным сырьем для производства первичных продуктов сталелитейной отрасли.
Получившийся в результате нагревания каменноугольный кокс представляет собой высококачественное бездымное топливо, восстановитель железной руды и разрыхлитель шихтовых материалов.
Аналитики компании «Яков и партнеры» уверены, что востребованность российского коксующегося угля в стране и мире будет расти по меньшей мере до 2050 года, пока спрос на энергетический уголь будет падать. И именно в этом угольная промышленность РФ может найти возможность сохранения своих позиций.
Сырьевая база
Основные добывающие мощности коксующегося угля в России сейчас сосредоточены в пяти бассейнах: Печерском, Таймырском, Кузнецком, Южно-Якутском и Улуг-Хемском. У каждого из них свои экономические и технологические особенности. Так, по свежим сентябрьским данным Восточного научно-исследовательского углехимического института, Печорский угольный бассейн в 2024 году будет закрыт по марке угля К, а в 2026–2027 годах и по марке Ж. Что касается Улуг-Хемского угольного бассейна, то там сейчас добычу коксующегося угля ведет «Межегейуголь», однако речь идет о минимальных объемах продукции марки Ж.
Таймырский бассейн находится в центре внимания властей Красноярского края. Увеличению добычи коксующихся сортов угля здесь способствуют запущенный администрацией региона совместно с компанией «Северная звезда» проект угольного кластера. Также строится новый опорный пункт Севморпути — порт «Енисей», который сможет принимать суда водоизмещением до 100 тыс. тонн. Особенность Таймырского бассейна связана с его расположением. Вся предназначенная для металлургической отрасли продукция отсюда отправляется на экспорт — в Индию, Китай и дальше в АТР.
Южно-Якутский бассейн, как и Таймырский, в силу своего расположения практически весь объем добываемого коксующегося угля транспортирует в восточном направлении и тоже отправляет на экспорт. В ближайшие годы специалисты ожидают там роста объемов производимой продукции с сохранением фокуса на внешние рынки.
В балансе распределения коксующихся углей в последние годы более 80% уверенно удерживает за собой Кузнецкий угольный бассейн. Если в 2019 году его доля составляла около 82%, то к 2022-му достигла 86%. Еще 10–12% в разные годы приходилось на Печорский бассейн.
Несмотря на прогнозируемое в 2025–2026 годах некоторое снижение объемов добычи коксующихся углей из-за исчерпания запасов ряда шахт и разрезов, Кузбасс остается главным и приоритетным поставщиком продукции на внутренний рынок, включая в будущем и удовлетворение потребностей промышленности новых регионов — ДНР и ЛНР.
Российские потребители
Основных потребителей коксующегося угля в российской коксохимической промышленности (КХП) восемь:

Опираясь на текущую ситуацию в добывающей отрасли, можно с уверенностью заключить, что к 2026–2027 годам, после закрытия Печорского бассейна, все российские предприятия почти полностью перейдут на использование коксующихся углей Кузнецкого бассейна. Другие крупные действующие бассейны сохранят свои экспортные приоритеты.
Фактор неопределенности в вопросе будущего спроса на коксующийся уголь — крупнейшие коксохимические предприятия ДНР и ЛНР:

С одной стороны, в будущем их ожидает минимизация использования местного сырья и практически полный переход на уголь Кузнецкого бассейна. С другой — пока нет ясности относительно состояния этих предприятий. Многим из них потребуется тщательное обследование и масштабный капитальный ремонт, а другие, например «Авдеевский КХЗ» и «Маркохим», могут оказаться и вовсе необратимо разрушены.
В любом случае выход коксохимической промышленности новых территорий на показатели производительности, сопоставимые с проектными, остается делом не одного года и даже не трех лет. К 2026–2027 годам, когда российская КХП полностью перейдет на сырье Кузбасса, дефицита сырьевой базы коксования для нее не ожидается. В то же время растущий спрос на коксующийся уголь будет обеспечен.
Экспортный потенциал
На экспортные перспективы как энергетического, так и коксующегося российского угля влияет пятый пакет санкций ЕС в отношении РФ. В связи с полным прекращением отгрузки в европейские страны отечественный коксующийся уголь устремился к портам Дальнего Востока и Северо-Запада. Транспортная инфраструктура Восточного полигона, и так работавшего на пределе пропускной способности, оказалась перегружена.
«Поворот на Восток» создал для российских угольщиков серьезные проблемы с отправкой экспортной продукции. Возникшая конкуренция с контейнерными перевозками не позволила добывающим компаниям нарастить в прошлом году экспорт энергетического угля, однако коксующихся сортов это коснулось в меньшей степени. Благодаря более высокой маржинальности они получили приоритет в транспортировке. Так, к примеру, по данным РЖД, с января по март 2023 года экспорт энергетического угля по железной дороге, включая доставку в порты, упал на 8% (до 49,8 млн тонн) по сравнению с тем же периодом 2022 года. В то же время вывоз за пределы РФ коксующегося угля вырос на 44% (до 17,9 млн тонн).
По мнению заместителя генерального директора Института проблем естественных монополий Александра Григорьева, рост поставок сейчас идет в первую очередь в направлении не присоединившихся к санкциям стран с развитой металлургической промышленностью. Российские добывающие компании пытаются сохранить прибыль в условиях ограниченности пропускной способности транспортной инфраструктуры.
Эксперт Института развития технологий ТЭК Кирилл Родионов тоже считает, что именно коксующийся уголь пока остается главным драйвером угольного экспорта. По его словам, в январе — апреле 2023 года вывоз этого сырья из России в один только Китай составил 11,8 млн тонн. А в марте на этом направлении был установлен месячный рекорд — 3,7 млн тонн.
Подводя итог, можно сказать, что настоящее и будущее производства, потребления и экспорта российского коксующегося угля сейчас просматривается гораздо отчетливее, чем угля энергетического. Объем добычи сырья соответствует перспективным планам по увеличению производства в КХП, а растущие аппетиты дружественных и нейтральных стран не дают повода опасаться за отрасль как в краткосрочной, так и в среднесрочной перспективах.
Евгений Ренге
Комментариев пока нет.
Прочтите также:
- В Крыму строят дома до 100 кв. м. из-за льготной ипотеки
- Денис Сафин: «Для развития Новотроицка мы будем использовать самые прогрессивные практики»
- Городские деревья полноценно работают на развитие экономики: каков их реальный вклад в нее
- Магазин Одетта, качественные товары с доставкой по России
- Спрос на апартаменты в Сочи рекордно вырос в начале 2024 года
Это интересно:
- Какой охват имела Всероссийская конференция о перспективах рынка средств индивидуальной защиты?
- Какие изменения в перевозках отмечаются в восточном направлении?
- Что будет результатом сотрудничества с Балтикой??
- Что было в центре внимания??
- Какова минимальная сумма кешэка для покупок в категориях кодов мцц??